Как Пепси покоряло СССР

Несмотря на наличие железного занавеса, некоторые элементы западной культуры просачивались на территорию СССР.
Одним из таких элементов стала пэпси-кола.
Первые попытки проникнуть на советский рынок были сделаны в 1938 году, но тогда переговоры сорвались.
Вторая попытка бала сделана значительно позже — в 1959 году.
Летом 1959 году проводилась первая Американская национальная выставка. На ней присутствовал глава корпорации PepsiCo Дональд Кендалл, который смог угостить Никиту Хрущева своим напитком.
Пару глотков хватило, чтоб открыть дорогу пэпси.  Всего же за время выставки граждане выпили более 3 млн стаканов с пэпси.e624e3e1b5799a286875a9943a2_prev1




Сиюминутный успех на выставке столкнулся с бюрократической советской машиной, что задержало выход на рынок более чем на десять лет.
Приход стал возможен благодаря бартерной сделке, которая подразумевала продажу водки “Столичная” в США в обмен на концентрат напитка. Только в 1974 году был открыт первый завод по разливу в Новороссийске.
Массовые продажи стартовали в 1979 в Москве, что было приурочено к Олимпиаде-80. Необычная бутылка и восточный колорит этикетки привлекали больше детей, чем взрослых.
К моменту появления Пэпси советская пищевая промышленность уже несколько лет выпускала похожий напиток, который назывался «Байкал».
В состав его входили экстракты тонизирующих трав – элеуторакокка, зверобоя, лимонника. Малый объём производства и отсутвие рекламы не способствовали его массовому распространению. Пэпси же вошло агрессивно, чего только стоила реклама со слоганом “Yовое поколение выбирает Пепси!”.
Однако вытеснить старые бренды типа  «Ситро», «Лимонад»  не получилось, компании впоследствии пришлось даже выкупать права на производство «Байкала». Некоторые видят стоимость главной проблемой роста популярности напитка.
В те годы бутылка стоила 45 копеек, что было в два раза дороже  «Буратино». Тару принимали обратно по цене 10 копеек, но требовали отклеить наклейку, что было очень непросто. PepsiCo стала первой компанией, которая в 1988 разместила рекламный ролик на телевидении.

Ходили слухи, что бартерные продажи водки в США не приносили большие прибыли, поэтому в 1989 году PepsiCo  выкупила у СССР 17 подводных лодок и несколько военных кораблей, которые успешно продала в металлолом.
Таким образом были перепроданы норвежской компании несколько нефтяных танкеров. Глава компани даже сказала советнику президента США по безопасности, что «Мы разоружаем СССР быстрее, чем вы».